Форум » Для справки » Правила вежливости и светского этикета » Ответить

Правила вежливости и светского этикета

game_master: Увеселения Вечера, игры и концерты 1. О вечерах Между вечером и балом есть большое различие. Вечер – это собрание с танцами или без них, устраиваемое обыкновенно зимой, на которое собирается тесный круг знакомых. Требования к вечеру далеко не тан формальны и сложны, кап к балу или рауту, на которых обыкновенно предполагается присутствие несравненно большего числа лиц. Кроме того, в числе гостей, присутствующие на балу, многие могут даже не быть между собой знакомы, и, помимо этого, бал посещается иной раз лицами очень высокопоставленными, что влечет за собой соблюдение во время бала некоторой торжественности. На вечер собираются обыкновенно около восьми или девяти часов вечера и никак не позже. Танцы па вечере могут и отсутствовать. Если собравшиеся на вечер и танцуют, то танец за танцем следуют без определенного заранее порядка. Музыкой танцующим служит обыкновенно фортепианная игра кого-нибудь из числа гостей, принявшего на себя эту любезную обязанность добровольно. Если же вечер званый, число гостей довольно значительно, то приглашают тапера. На вечере отношения между присутствующими дамами и кавалерами не отличаются той церемонностью и строгим соблюдением всех тонкостей этикета, которые неразлучны с балом. На вечер дамы и девицы могут быть приглашены на танцы кавалерами, которых им не представляли, так как предполагается, что собрание состоит из лиц, более или менее коротко знакомых между собой. Кроме танцев на вечере иногда устраиваются в промежутках между танцами или после них общепринятые игры – «petits-jeux» («маленькие игры»). Бал представляет собой иное. Прежде всего, бал требует обширного помещения, и устраивать бал в тесной, заурядной квартирке не только невозможно, но даже сама мысль об этом смешна. Относительно туалета бал требует, чтобы присутствующие на нем были одеты как можно изысканнее и наряднее, в парадных костюмах: дамы в бальных платьях с вырезанными лифами и в цветах, штатские кавалеры во фраках, военные в мундирах с эполетами. Порядок танцев объявляется гостям заранее и, следовательно, должен быть составлен заблаговременно. Ничего подобного не требуется на вечере, где приятельский кружок собрался с целью побеседовать или заняться музыкой и тому подобным. Здесь не требуется ни изысканных нарядов, ни церемоний, ни оркестра. Приятное препровождение времени в невинных и скромных удовольствиях – вот все, что бывает нужно на вечерах. Они не требуют, стало быть, больших затрат и в то е время такие вечера самые приятные. Излишняя застенчивость в обществе часто принимается за глупость, а фанфаронство за высокомерие и нахальство. Поэтому надо не только избегать тех недостатков, которые порицаются обществом, но и в то же время стараться приобрести умение держать себя прилично, которое дается одной лишь благовоспитанностью. Наряд, скромный во всех случаях, должен более или менее соответствовать роду собрания, на которое мы приглашены. На больших вечерах, на вечерах с танцами изящный наряд обязателен. Благовоспитанная женщина должна входить в зал молча и скромно и стараться не привлекать к себе внимания ни повышением голоса, ни жеманством, ни какими-либо иными действиями, обнаруживающими в ней желание обратить на себя всеобщее внимание. Если она окружена незнакомыми ей женщинами, она должна выждать, чтобы они с ней заговорили и затем отвечать им просто и с любезностью. Так она покажет, что благодарна за внимание к ней. (Вот так и пройдёт весь бал в полном молчании. %))) Когда молодой особе бывает весело в обществе, она должна выказывать свою веселость умеренно, если же она скучает, то должна старательно скрывать это, так, чтобы никто не заметил, что ей скучно. Соблюдение этого правила важно на литературных вечерах и концертах. Молодая женщина должна радоваться за себя, если она предпочитает науку или семейную жизнь шумным светским собраниям. (Кошмар...) На танцевальных вечерах хозяева дома должны стараться, чтобы все дамы и барышни, молодые и пожилые, красивые и некрасивые, были приглашаемы кавалерами на танцы. ... Когда вас расспрашивают о вечере, на котором вы были, всегда старайтесь давать удовлетворительные ответы, то есть что вы нашли все хорошим. Это лучшее средство выразить свою благодарность хозяевам дома, которые приняли на себя столько забот и трудов и выказали столько радушия своим гостям. (Я пропускаю рассказ о карточных играх в виду того, что в нём содержатся в основном рассуждения о вреде игр и порицание этого явления.) 4. Общие игры Во многих домах принято в виде отдыха между танцами и музыкой забавляться невинными играми. Если хозяйка дома – молоденькая дама, то она обыкновенно сама управляет играми или же распоряжается ими одна из ее приятельниц, которая своей находчивостью и остроумием умеряет разнообразить игры, насколько возможно. Заметив, что интерес игры ослабевает, она тотчас же должна предложить другую игру, чтобы не утомлять общество однообразием. При назначении фантов надо избегать назначать такого рода фанты, которые ведут к фамильярности. Если в обществе находится лицо, способное задавать загадки и шарады, то оно с большим успехом может занять общество и всех воодушевить. Считаем не лишним привести здесь несколько игр «petits-jeux» («маленькие игры»), наиболее принятых в обществе. Игра в рифмы Играющие садятся в круг. Один из играющих бросает кому-нибудь платок и одновременно произносит какое-нибудь слово, а тот, кому бросается платок, должен поймать его и отвечать в рифму, после чего, в свою очередь, бросает платок кому-нибудь, произнося слово. Играющий, поймавший платок, но не ответивший в рифму, штрафуется фантом. Разумеется, что при задавании трудных рифм создаются довольно смешные ситуации, что, конечно, немало развлекает и смешит играющих. Мы советуем запомнить несколько слов, на которые подобрать рифму особенно трудно, например, «окунь». Игра в слоги В этой игре во всем поступают, как в «Рифмах», с тем только изменением, что, кидая платок, произносится не слово, а один слог. Поймавший платок должен прибавить такой слог, чтобы вышло какое-нибудь слово. Не успевший подобрать слог отдает фант. Игра в почту Всем участвующим в этой игре дается по кусочку бумаги, на котором каждый пишет какой-нибудь вопрос. Затем все эти бумажки кладутся в шляпу и смешиваются, затем поочередно каждый из играющих вынимает по одной бумажке и, не читая вопроса, пишет на оборотной стороне ответ, после чего складывает бумажку в другую шляпу. Когда все ответы написаны, тогда вынимают бумажки и читают вслух вопросы и ответы. Причем совпадения или нескладность немало причиняет смеха. Птицы летят Играющие садятся вокруг стола, на который кладут свои указательные пальцы. Кто-нибудь из играющих перечисляет летающие предметы воодушевленные и неодушевленные, если он называет такой предмет, который не летает, а кто-нибудь из играющих поднял пальцы, то с него берется штраф, так как пальцы должны подыматься только при названии птиц или такого предмета, который может летать, например, если скажут: «Воздушный шар летит». Игра в общественное мнение Кто-нибудь из участвующих в игре уходит в другую комнату, и в это время один из играющих собирает мнения об отсутствующей особе, запоминает их или же записывает их на бумажке. Когда мнения всех собраны и записаны, то удалившийся приходит и ему говорят или читают высказанные о нем мнения, не называя никого из играющих. Он должен отгадать, кто сказал о нем то или другое мнение. Если отгадает, то названное лицо уходит в другую комнату и уже о нем собирают мнения. Если же не отгадает три раза подряд, то с него берется фант. В другую комнату уходит кто-нибудь иной из играющих. Когда очередь обойдет всех, то разыгрываются фанты. Чтобы игра не повела за собой ссор и неудовольствия, играющие не должны высказывать грубо-оскорбительных или неприличных мнений об участвующих с ними вместе в игре гостях. Игра в биографию Все участвующие в этой игре получают по длинной полоске бумаги и карандаш. Каждый играющий должен написать на бумаге имя и фамилию какого-либо знакомого лица, хотя бы и из присутствующих, затем загибает написанное и передает другому соседу. Тот описывает наружность этого лица, не зная, чье имя стоит на бумажке. Написав, передает своему соседу, который описывает характер, после чего передает следующему и так далее. Пишут, что делает, где живет, при каких обстоятельствах, так что составляются презабавные биографии. Розыгрыш фантов Собранные во время разных игр фанты нужно сложить в шляпу. Вынимаются фанты обыкновенно тем, кто не участвовал в игре, следовательно, не заинтересованным лицом. Перед тем, как вынимается фант, каждый из участвующих в игре должен придумать какое-нибудь наказание вынимаемому фанту. Например: прочесть какое-нибудь стихотворение; спеть какой-нибудь романс; сказать каждому играющему приятное и неприятное; сказать по секрету что-нибудь каждому играющему; изображать статую, причем все играющие должны поочередно дать статуе ту или другую позу; быть зеркалом – отражать разные мины и жесты; на все вопросы отвечать «вполне согласен с вашим мнением» и так далее.

Ответов - 2

game_master: 3. Музыка и пение Главное развлечение на вечерах составляет музыка. Если вы музыкантша, берите с собой в общество ноты и оставляйте их в передней, откуда их всегда можно принести, когда вас попросят петь или играть. Но, если возможно, разучите наизусть романс или пьесу, чтобы сыграть или спеть без нот. Никогда не играйте длинных или очень трудных пьес в обществе. Старайтесь выбирать пьесы или романсы со вкусом, чтобы они были своевременны и уместны. Не выбирайте бравурных арий, которые поют знаменитые артисты. Любительское исполнение сравнительно с ними почти наверное проиграет. Старинная баллада, народная песенка или хорошенькая каватина всегда всем понравятся и выставят ваш голос в выгодном свете. Если вы искусная музыкантша или превосходная певица, не выставляйте свои преимущества напоказ. Пойте или играйте, когда вас просят, но не занимайте фортепиано слишком долго и никогда не высказывайте своего мнения о музыке диктаторским тоном. Не критикуйте инструмента в чужом доме. Если даже он плох или недостаточен для вашей пьесы, старайтесь настроиться как можете, но не позволяйте себе ни малейшего осуждения. Не хвалите пения других покровительственным тоном, как будто ваше доброе мнение было честью. Если в обществе вам придется петь дуэт с незнакомым, поющим плохо, не выказывайте нетерпения. Старайтесь сделать все от вас зависящее, чтобы пьеса шла гладко, и вы всегда больше выиграете в общественном мнении, чем какими-нибудь проявлениями неудовольствия. Сонаты Бетховена и другие длинные произведения классических маэстро можно исполнять только в кругу музыкантов-любителей. Молодые особы должны приучиться играть «à livre ouvert», так как очень приятно, когда в обществе есть особы, которые могут сыграть или аккомпанемент для романса или какой-нибудь танец. Крайне неприлично громко разговаривать в то время, когда кто-нибудь поет и окружающие слушают его. Играя в карты, лишь только услышите пение или музыку, оставьте вашу игру и идите слушать. Аплодируйте без энтузиазма, так как излишнее хлопание приятно только записным артистам и допускается в театрах, а не дома или в гостях. Осанка, манеры и поклоны Осанка состоит в гармонии различных положений, принимаемых нашим телом. По осанке судят о человеке, которого видят в первый раз. В осанке малейшее преувеличение становится заметным недостатком. Небрежность указывает обыкновенно на лень или, по меньшей мере, на пренебрежение приличиями. Важный вид и натянутость указывают на самомнение и спесивость. С точки зрения светской благовоспитанности под словом «осанка» понимается не только сложение тела, но и выражение лица и вообще весь наружный вид. В этом-то смысле и говорят: имеет скромный вид, благопристойный и сдержанный вид. В манерах и осанке очень часто отражается характер личности. Тщеславную и гордую личность можно узнать по натянутости в ее манерах и осанке. Точно так же нерадивый и неряшливый человек отличается соответствующими манерами и осанкой. Итак, дурные манеры и осанка часто служат поводом к составлению невыгодного мнения о характере личности, поэтому необходимо с самого раннего возраста заботиться о приобретении приличной осанки и хороших манер. Прежде всего, надо исправить массу недостатков в осанке, явившихся вследствие дурных привычек, приобретенных в первом возрасте, от которых в позднейшее время исправиться иногда почти невозможно. Небрежности в осанке следует избегать вообще. Стоя нужно избегать наклонного положения вперед, опускать голову, облокачиваться небрежно о стенку, мебель, в особенности о чей-нибудь стул, не трястись, не ломаться, не переносить тяжесть всего тела на одну ногу и тому подобное. В сидячем положении нужно вообще принимать позу скромную и наименее стесняющую окружающих. Нельзя сидеть криво, не стоит облокачиваться локтем о стенку своего стула или свешивать через нее руку, закидывать голову назад с целью опереться головой о спинку стула. Не надо наваливаться всем корпусом на стол, опираясь на него локтями, не разваливаться на сидении, не качаться на стуле, не закидывать ногу на ногу – словом, избегать всех неприличных поз. Молодая особа не должна принимать высокопарный, сентиментальный или же меланхолический вид. Нужно избегать постоянной улыбки на своем лице или, наоборот, принимать вечно серьезное и полное презрения выражение лица. Все такого рода наружные недостатки делают личность смешной, а подчас и внушающей отвращение. Очень невежливо не смотреть на того, с кем вы говорите. Говорить более громко, чем следует, также нехорошо, как и говорить слишком тихо, – то и другое пересол. Нужно говорить так, чтобы вас отчетливо слышали все близко около вас присутствующие. Интонации голоса слишком низкие, пронзительные и резкие должны быть старательно избегаемы. В разговоре следует как можно реже прибегать к жестам и стараться, чтобы жесты гармонировали со словами. Выражать свою радость чересчур громким смехом, сопровождаемым громким хлопанием в ладоши, значит относиться с пренебрежением к правилам приличия. 1. Недостатки в осанке Существуют еще другие недостатки в манерах и осанке. Вот главнейшие из них: поворачивать часто с одной стороны на другую голову во время разговора, протягивать ноги на каминную решетку, смотреться с самодовольством в зеркало, постоянно поправлять свое платье, класть руку на своего собеседника, водить во все стороны глазами, поднимать их кверху с аффектацией, барабанить в такт ногами или руками, вертеть стулом, подмигивать глазами, пристукивать ногой. Все эти дурные привычки надоедают присутствующим и крайне не нравятся им. (Да уж, мне бы тоже не понравилось.) Хорошая осанка и умение прилично держать себя более всего необходимы дамам. По этим качествам на гуляниях, пиршествах, собраниях, балах и тому подобном общество составляет свое мнение об их достоинстве и хорошем воспитании. Как отвратительны те женщины, которые жеманятся, рисуются и стараются восхищать собой! Может ли явиться у кого-нибудь желание завязать разговор с дамой, сидящей неподвижно, как истукан, вытянутой в струнку, с вытянутой физиономией и сжатыми губами? Женщина любезная, из хорошего общества должна представлять собой особу с возвышенными чувствами, скромную и внимательную ко всем окружающим. Лицо ее должно выражать доброту, довольство и благосклонность. 2. О манерах Манерами называется тот образ действий и приемов в разговорах и обращении с людьми, который составляет истинную вежливость или учтивость. Каждая хорошо воспитанная особа должна стараться приобрести хорошие манеры. Люди рождены для общественной жизни, поэтому они должны беспрестанно стараться взаимно нравиться, и тот, кто не обладает приличными манерами, подвергается неблагоприятным для него суждениям со стороны общества. Заметьте то впечатление, которое производит на вас вид неловкого человека, неясная речь и неуклюжесть и сравните это впечатление с тем, которое получается вами при виде вежливой личности, грациозных жестов, учтивости, правильно модулированного голоса и, наконец, веселости, но без дурашливости и паясничания. Когда вы встретите человека, который сразу обращает на себя ваше внимание, располагает вас к себе и внушает хорошее мнение о его достоинствах, хотя вы не можете дать себе отчета, что именно располагает вас к нему, проанализируйте про себя отдельно все то, что составляет его наружность. Вы в большинстве случаев найдете, что это именно и есть результат счастливого соединения скромного довольства, почтения без робости, приятной для глаза и естественной позы, ясного взгляда и веселого, но приличного вида, наконец умения одеваться, обнаруживающего вкус и внимание к окружающим, и все это без жеманства и странностей. Копируйте же его, не только подражая ему во всем, но копируйте так, как это делают искуснейшие живописцы, когда они, копируя картины других, еще более искусных живописцев, воспроизводят их художественные произведения, по красоте и смелым взмахам кисти художника не уступающие оригиналам, взятым для модели. Когда вы видите, что какой-нибудь мужчина общим голосом признан приятным, любезным, хорошо воспитанным – словом, признан отличным человеком, присматривайтесь к нему, следите за ним старательно, замечайте, каким образом относится он старшим, каким тоном говорит он с равными себе и как обращается с низшими. Следите за различными оборотами его речи в тех различных обстоятельствах, в которых ему приходится находиться, будет ли это во время утренних визитов, за обедом или вечером, среди его частных развлечений. Подражайте ему, будьте его тенью, его двойником. Однако без обезьянства. Следя за ним, вы увидите, что он тщательно старается не сказать и не сделать ничего такого, что бы можно было принять за знак презрения или пренебрежения. Напротив того, вы заметите, что он старается, чтобы все остались довольны им. Он оказывает уважение, любезность, почтение, внимание в тех именно случаях, когда все это бывает нужным и естественным. Он старательно сеет благие семена и после собирает обильные плоды. 3. О поклонах По поклону всегда легко отличить человека хорошего тона от человека, не получившего воспитания. Поклон прежде всего есть долг вежливости. Чем старше, заслуженнее лицо, которому мы кланяемся, тем и выражение нашего уважения к нему должно быть почтительнее. Товарищу своему, однолетке или сослуживцу, можно поклониться не особенно продуманно, а как найдем удобным. Но есть случаи в жизни, когда от известного выражения вежливости, от поклона как знака уважения к известному лицу нередко зависит целая карьера человека и дальнейшие его удачи в жизни. Не низкопоклонничество, составляющее дурную черту заискивающего человека, проповедуем мы, но говорим, что приличный поклон служит лучшей рекомендацией порядочности человека. Не говорим ли мы иногда: «как он мне сухо поклонился», и внутренне остаемся этим недовольны. И наоборот, симпатизируем лицу, которое встречает нас радушным поклоном. Следовательно, по самым движениям мы определяем то или другое настроение человека, узнаем, так сказать, известное предрасположение его души. Нередко по первому поклону мы определяем характер человека, ценз его порядочности и степень его воспитания. После всего сказанного мы остановимся на объяснении тех движений, которые впоследствии могут дать нам возможность являться в общество со всеми видимыми признаками хорошего тона и утонченной вежливости. Здесь совершенно уместным привести русскую пословицу: «По одежке встречают, по уму провожают». Живя в образованном, цивилизованном обществе, мы должны подчиняться общепринятым правилам этикета. Официальный поклон делается так: несколько шагов вперед, шаг направо или налево, куда представится удобнее, другая нога придвигается к первой, и наклоняется голова, при этом грудь как бы вдавливается, отчего вы делаете невольный шаг назад и уже, отступая, становитесь во весь рост и поднимаете голову. При этом надо заметить как общепринятое правило, что, подходя к особе, которой желаете поклониться, еще до поклона вы должны смотреть прямо в лицо. Если особа, которой надо отдать поклон, застает вас сидящим, то следует встать, сделать шаг направо или налево и наклонить голову. Когда входите в комнату, в которой находится хозяин или хозяйка дома, вы должны прежде всего поклониться им, а уж потом остальным присутствующим. Проходя через комнату, где кто-нибудь есть, но нет хозяев, которые помещаются в соседней комнате, вы делаете поклон на ходу, направо и налево, если присутствующие размещаются по обе стороны. Этот поклон на ходу делается так: чтобы поклониться направо, вы выдвигаете правую ногу вперед, поворачиваете немного туда корпус и несколько наклоняете голову; если налево, выдвигаете левую ногу. При любом поклоне вы не имеете права протягивать первым руку даме, пока она не подаст ее сама, точно так же и лицу старше вас и выше стоящему по положению. Если в комнату, где вы находитесь, входит дама или девица или лицо старее и выше вас по положению, вы должны найти случай поклониться первым. В танцах, приглашая согласившуюся танцевать с вами даму, вы должны, приглашая ее на место, подойти к ней с поклоном. Во всех случаях, когда в танце берете руку дамы, должны обращаться к ней с поклоном. Вообще всегда, когда просите руку дамы, следует делать это, обернувшись к ней лицом и тем как бы испрашивая на то ее согласие. Чем выше по положению и старше по летам лицо, которому барышня находит нужным поклониться, тем она более приседает на четвертой позиции, а официальный поклон делается со сложенными ладошку в ладошку руками. Равным образом она протягивает руку только тогда, когда ей предложат. Во всех менее важных обстоятельствах барышня отвечает на поклон кавалера только наклонением головы. Здесь говорится о барышнях взрослых. Маленькие же во всех случаях делают reverence (реверанс). Все вышесказанное весьма обыкновенно. Но это обыкновенное иногда ставит в тупик неопытную молодежь. Знакомым нужно кланяться везде, где бы ни пришлось их встретить. Не нужно дожидаться, чтобы человек, стоящий в обществе ниже вас, кланялся вам первый. Человек, даже стоящий выше вас в обществе, но следующий правилам учтивости и благородный по своим душевным качествам, отличается той любезностью, с которой он исполняет этот долг вежливости. Когда вы встретите на улице знакомого, то кланяйтесь ему первым. Если это будет один из ваших друзей, то достаточно только поднести руку к шляпе. Раскланиваясь на улице со знакомым, приподнимите вашу шляпу правой рукой, если он идет налево от вас, и, наоборот, приподнимите свою шляпу левой рукой, когда он идет по вашей правой стороне. В противном случае вы закроете от него свое лицо, и он вправе подумать, что вы кланяетесь не ему. Встречая даму, идущую одну или под руку с незнакомым вам лицом, нужно ждать, чтоб она дала вам знать рукой или глазами, что позволяет вам поклонится ей. Дамы кланяются легким наклонением головы. Женщина при встрече с мужчиной должна поклониться первая. Если дама или девица встречают человека мало знакомого, то слегка наклоняют голову и проходят мимо. Дама или девица ни в коем случае не должна кланяться мужчине, ей официально не представленного, даже если она имела случай не раз видеть его. Если же с вами встретится человек близкий вам, протяните ему руку, но нужно, чтобы жест этот не был резок. Женщина должна только лишь подавать руку мужчине, но не пожимать его руку. Не ответить на чей-нибудь поклон есть величайшее невежество. Ответить на чей-либо поклон небрежным кивком головы и с покровительственным видом значит выказать самомнение и фатовство. Пожатие руки при встрече свидетельствует об известной степени интимности. В прежние времена этим знаком расположения обменивались друг с другом только мужчины (а-а-а, слэшеры, молча-а-ать!!!), в настоящее же время пожатие руки принято также между мужчиной и женщиной, коль скоро между ними существует знакомство. Иногда случается, что какое-нибудь вышепоставленное лицо подает руку человеку гораздо ниже его поставленному, желая этим выразить ему свое расположение, но нижепоставленный никогда не должен позволять себе подавать руку вышепоставленному. Являясь в многолюдное собрание, например, на бал или раут, и войдя в зал, где сидит хозяйка дома, старайтесь добраться до нее, медленно подвигаясь среди толпы гостей и приветствуя мимоходом поклонами своих знакомых. Не останавливайтесь с ними и не пускайтесь в разговоры, прежде чем не раскланяетесь с хозяйкой и хозяином. Поклон, назначенный хозяйке, должен быть изящен и сделан по всем правилам. Выше мы уже описали официальный поклон, советуем молодым людям старательно изучить его, но при этом считаем необходимым добавить, что изучение этого поклона не должно доходить до аффектации или театральной рисовки, что в своем роде хуже угловатости и неуклюжести. Так, руки должны вполне свободно лежать вдоль торса, голова, а за ней и туловище, нагибается постепенно, и, боже упаси, согнуть спину, не склонив головы: от такого движения вся фигура ваша примет чрезвычайно безобразный вид и обнаружит отпечаток смешного самохвальства, не допускающего вас отдавать дань должного лицу уважения.

Флориан Ирриати: Представление ко двору Источник: http://www.likesbooks.com/court.html В течение долгого периода времени в Великобритании молодая женщина благородного происхождения не считалась официально принятой в обществе до тех пор, пока она не была "представлена ко двору". Само "представление" занимало не более минуты, однако требовало тщательного планирования и было ограничено столькими правилами, что и не снилось многим нынешним бюрократам. Кто мог быть представлен ко двору? Жены и дочери пэров, членов Парламента, офицеров армии и военно-морского флота; жены и дочери дворянства (gentry), адвокатов (barristers но не solicitors), представителей духовенства (clergy), врачей (physicians). Жены и дочери купцов не удостаивались такой чести, хотя впоследствии это правило было смягчено. Ни в коем случае не могли быть представлены актрисы, а также разведенные. Позднее, если женщина считалась при разводе невиновной стороной, она все же могла быть представлена ко двору. Для того, чтобы быть представленной, девушка должна была иметь "спонсора" - женщину, которая, в свою очередь, уже была представлена ко двору. Обычно это была ее мать или другая родственница (в том числе со стороны мужа). Однако, в случае если таковой родственницы не было, можно было, за определенную плату, воспользоваться услугами женщины благородного происхождения, стесненной в средствах. Сама церемония была весьма простой. Лорд-Гофмейстер (Лорд-Камергер, Lord Chamberlain) называл имя юной леди, после чего она проходила вперед, туда, где сидел монарх, и делала глубокий "церемониальный" реверанс. После чего делались реверансы в сторону каждого из присутствовавших членов королевской семьи и леди отступала (ни в коем случае не поворачиваясь спиной к монарху) на свое место. При этом изо всех сил стараясь не наступить на свой шлейф. На церемонию представления леди должна была явиться в "придворном платье", которое иногда следовало общей моде, а иногда и нет. Но в любом случае, обязательной принадлежностью этого платья являлся шлейф. Во время правления короля Георга III и королевы Шарлотты, когда женские платья стали очень удобными и простыми и отличались высокой талией и прямым силуэтом, придворное платье продолжало следовать моде ушедших лет и представляло собой весьма сложное сооружение с юбками на кринолинах. В какой-то момент была предпринята попытка объединить кринолин и высокую талию, но результат оказался настолько нелепым, что от этого сразу отказались. Георг IV полностью отказался от кринолинов, и с тех пор придворное платье стало просто вариацией на тему вечернего платья соответствующего периода. Предпочтительным цветом для незамужних женщин был белый (черный позволялся в период траура). Замужние женщины, представляемые ко двору, могли одеть цветное платье, но предпочтение отдавалось бледным цветам, или тому же белому. Придворное платье должно было иметь глубокий вырез - это правило не имело исключений (если только вы не представите Лорду-Гофмейстеру справку от вашего врача, где утверждалось бы, что глубокий вырез представляет угрозу вашему здоровью); обычно это платье было с короткими рукавами. Некоторые женщины, получавшие право на представление ко двору в результате замужества, могли сэкономить несколько гиней, переделав свадебное платье в платье для представления. С другой стороны, девушка, представленная ко двору, могла затем переделать платье, в котором она была представлена, в свадебное. Обязательной принадлежностью платья был шлейф, который крепился на плечах. Шлейф обычно был очень красивым, красочным, с богатой вышивкой или другой отделкой. Длина шлейфа в разные годы была разной, иногда достигая трех ярдов, и даже больше. (1 ярд = 92 см, соответственно, речь идет о длине около 1,8 м. Примите во внимание, что рост женщин в то время был, по нынешним меркам, маленьким). Искусство управляться со шлейфом требовало большой практики. Надо было научиться не терять грациозности и не путаться во всех этих дополнительных метрах ткани. Представляемая ко двору женщина должна была подчиняться строгим правилам не только в отношении платья, но и в отношении головного убора. В разное время головные уборы включали в себя вуали, ленты и драгоценности, но всегда, во всех головных уборах, должны были присутствовать перья. Во времена королевы Шарлотты, модным было одно высокое перо. Со временем количество перьев увеличилось. Королева Виктория терпеть не могла маленькие перышки, и Лорд-Гофмейстер издал распоряжение, что ЕЕ Величество желает видеть перья при приближении леди. Позже, во время правления королевы Виктории и, далее, короля Эдуарда VII, представление ко двору требовало наличия в головном уборе трех перьев, собранных в "плюмаж Принца Уэльского", в котором два крайних пера короче центрального, который располагался на голове слегка асимметрично, смещенный влево. С головы на спину опускалась вуаль. Замужние женщины были в тиарах. Эдуард VII настаивал на наличии тиары и ругался на тех, на ком их не было. Перья должны были быть белыми (черными в период траура). Стоит отметить, что удержать их на месте было весьма не просто. Девушки часто брали специальные уроки, чтобы научиться делать глубокий, "церемониальный", реверанс. Этот реверанс требовал гораздо большего, чем простое "элегантное неглубокое приседание", каким представляется обычный реверанс в наше время. Выполняя глубокий реверанс женщина сгибала колени, практически касаясь ими пола, после чего, в таком вот "глубоком приседе", делала низкий поклон. А после всего этого должна была элегантно выпрямиться, и при этом не споткнуться о подол платья, не запутаться в шлейфе и не уронить цветы и веер, которые она держала в руках. При этом она, скорее всего, не переставая молилась, чтобы перья ее головного убора не съехали бы насторону. И после того, как юная леди с честью преодолевала все эти трудности, ей оставалось "всего лишь" не запутаться в шлейфе, пока она пятилась на свое место (потому как никому не позволительно поворачиваться спиной к монарху). В день представления ко двору леди, вместе со спонсором, прибывали во дворец, имея при себе специальную карточку с ее именем. Все, ожидающие представления, собирались в одном зале, где часто было слишком холодно (или слишком жарко), и всегда - слишком тесно, особенно во времена кринолинов. Когда наступала очередь очередной леди быть представленной, gentlemen in waiting расправлял на полу ее шлейф, забирал у нее карточку с именем и передавал ее Лорду-Гофмейстеру, который и объявлял имя представляемой леди. После чего леди проходила вперед, делала глубокий реверанс перед монархом, реверансы перед каждым из присутствовавших членов королевской семьи, и отступала. Gentlemen in waiting укладывал шлейф ей на руку, и она, пятясь, возвращалась на свое место. После этого леди могла считаться полноправным членом высшего общества, со всеми полагающимися привилегиями. (с)



полная версия страницы