Форум » Для справки » Танцы в XIX веке » Ответить

Танцы в XIX веке

Филип Герберт: Особенности бальных танцев ХIХ века: влияние народного танца, появление танцев с обязательной композицией, особенности рисунка танца. Развитие массовых бальных танцев. Общественные балы и маскарады, их общий церемониал и порядок. Организация специальных танцевальных классов с учителями-профессионалами. Поклоны и реверансы, основные элементы танцев: мужской поклон; женский реверанс; положение рук – соло и в паре pas галопа в паре pas польки Примеры наиболее популярных танцев: 1. Французская кадриль. 2. Экосез. 3. Шакон. 4. Полька. 5. Полонез. 6. Вальс. 7. Алеман. XIX век характеризуется как столетие массового танца. Война 1812 года дала толчок развитию бальных танцев на основе национального танцевания славянских народов. В начале века все балы начинались церемониальными танцами. Сохраняются танцы прошлых эпох: менуэт, гавот, жига и другие. Но они видоизменялись, подчинялись вкусам, манерам исполнения нового века. Продолжают жить те танцы, в которых участвует большое количество пар. XIX век – век вальса. Отсутствие фигур, простота поз и движений, пленительность мелодий делают его любимым танцем. Балы строго разделились по своему назначению. На придворные балы запускались только аристократическая верхушка, представители старинных знатных фамилий, высшие офицерские чины. Туалеты гостей, исполнение поклонов гостей имели строгие требования придворного этикета. Из танцев допускались полонез, вальс, кадриль. Популярными становятся общественные балы. На этих балах существовал свой церемониал, свои порядки. Новый танец даме полагалось танцевать с другим кавалером. Несколько танцев подряд разрешалось танцевать только с женихом. Однако манеру исполнения и моду на танец устанавливали не на балах. По всей Европе организуются специальные классы, где обучали искусству танца. Большой успех выпал танцу полька. Она стала излюбленным танцем как на общественных балах, так и на скромных ученических и домашних вечерах. Популярна французская кадриль, полонез, экосез, катильон. К концу XIX века появляются танцы-гибриды, плоды творчества учителей танца. Это – полька-мазурка, падекатр. Бытуют падеграс, миньон, шакон и др. Менуэт Менуэт – один из самых популярных танцев XVI – XVII веков. Как и большинство танцев, он возник из французского крестьянского бранля. Исполнение менуэта отличалось изяществом и грацией, что способствовало его быстрому распространению и популярности в придворном обществе. Любимым танцем королевского двора менуэт становится при Людовике IV. Здесь он становится величественным и торжественным. В менуэте стремились показать красоту манер, изысканность и грациозность движений. Его называли «королём танцев и танцем королей». Менуэту обучались долго, несмотря на его замысловатый шаг. Очень трудно давались манеры исполнения. Переход от одного движения к другому должен был совершаться без рывков и в точном ритме, плавно красиво. Медленный менуэт в XVIII веке сменил скорый. Для скорого менуэта свойственно ускорение темпа, введение ряда сложных движений, фиксированных поз; руки разрешалось поднимать высоко. Гавот Гавот – крестьянский хороводный танец, возникновение которого относят к началу XVI столетия. Но гавот XVI века не получил широкого распространения. Однако на рубеже XVII – XVIII веков гавот возрождается и быстро завоёвывает популярность. Изящные позы танца запечатлеваются в фарфоровых статуэтках. Решающая роль в возрождении гавота принадлежит композиторам, которые создают очаровательные мелодии. Теперь это галантный, жеманный и манерный танец. Чаще всего он исполняется одной парой. Танцевальный язык его усложняется. В середине XVIII века парные танцы уступают место массовым. Контрданс пользуется всеобщим признанием и популярностью. Контрданс не что иное, как известные куплеты танца, повторяемые несколько раз. Впоследствии слово «куплет» заменили словом «фигура». В конце века контрданс получил название «кадриль». Кадриль не только танцевали с удовольствием, но она имела огромное воспитательное значение. Она приучала к хорошим манерам. Полонез Как бальный танец полонез стал широко известен в начале XVIII века. Его исполнение не требовало особого труда. Основу полонеза составляет ритмический плавный и мягкий не изменяющийся шаг, несмотря на причудливость и сложность композиционного рисунка. Изящный и лёгкий шаг полонеза сопровождался неглубоким и плавным приседанием. В танец входили поклон и реверансы. «Полонез вовсе не был банальной, бессмысленной прогулкой, он был дефилированием, во время которого всё общество, так сказать, приосанивалось, видя себя таким прекрасным, таким знатным, таким пышным, таким учтивым. Полонез был постоянной выставкой блеска, славы и значения». Полонезом открывались торжественные танцевальные вечера, придворные балы. Во время шествия под торжественно-фанфарную музыку гости показывали себя, свой наряд, светскость манер и благородство. В придворных кругах полонез исполнялся строго по рангам. Нарядно одетые гости с важностью проходили по залу. Галантные кавалеры с особой учтивостью относились к своим дамам. Вальс Вальс как бальный танец возникает в конце XVIII века, но слава к нему пришла в XIX веке и связана с появлением прекрасной музыки, создаваемой для танца лучшими композиторами. Вальс разрушил вековое представление об эстетике дворянского салонного танца. Поэтому, придя на смену церемониальным танцам, он считался «безнравственным». Его продвижение встречало препятствия и ограничения во всех странах мира. Вальс по своей сути демократичен, так как вовлекает в танец одновременно много желающих, даёт простор танцующим для импровизации. Вальс выдержал испытания временем. Характерная особенность и вместе с тем прелесть вальса заключается в плавном и непрерывном кружении танцующих пар. Своей непосредственностью, оживлённостью и простотой вальс вносил свежую струю в аристократические танцевальные салоны. Быстро растущая популярность вальса способствовала тому, что его стали воспевать поэты. Алеман Алеман иначе называют «вальс втроём». Он исполняется кавалером и двумя дамами. Особое значение имеет рисунок сплетённых рук танцующих. Его меняют грациозно и плавно. Прелесть алемана составляют изящные изгибы корпуса. Русские любители танцев исполняли его на семейных балах. Экосез Народный шотландский танец типа контрданса. В России в эпоху Петра I он получил название «английский» и был любимым танцем на всех балах. Схема танца – колонна и круги. Экосез образно описывает Карло Блазис: «Танец резвый и любимый важными англичанами. Двое танцующих тихонько подпрыгивают под живой ритм блестящего и хорошо кадансированного мотива. То подаются вперёд, то отступают, берутся за руки и кружатся под музыку, которая становится быстрее и быстрее, ноги танцующих двигаются с такой быстротой, что взор не в состоянии следить за их движением. Движения тела и рук грациозны и вместе с тем небрежно аккомпанируют движению ног. Позы танцующих привлекают к себе внимание живописца». Полька Полька – национальный чешский танец приобретает в XIX веке огромную известность. К 40-м годам она распространяется по всей Европе и особенным успехом пользуется в Париже. Польку танцевали самые разнообразные слои городского общества. Её необыкновенная популярность затмила на некоторое время даже успех вальса. В России полька не имела успеха на великосветских балах. Наибольшее распространение она получила в среде мелкого чиновничества, купечества и мещанского сословия. Польку танцевали в небольших собраниях и на семейных вечерах. Вся её прелесть в весёлом станкирующем ритме, в быстрых и лёгких подпрыгивающих продвижениях и поворотах танцующих пар. Источник: http://nmcenter.narod.ru/istbitdance.doc

Ответов - 0



полная версия страницы